Правила поведения педагога во время конфликта между детьми
Правило 1. Не всегда рекомендуется вмешиваться в конфликты между учащимися, так как, как и в любой другой сфере, они могут приобрести навыки разрешения конфликтов, просто участвуя в них. Не стоит мешать детям получить этот важный жизненный опыт. Тем не менее, бывают случаи, когда вмешательство взрослого необходимо из-за возможных серьезных последствий для физического или эмоционального благополучия детей.
Правило 2. Не стоит торопиться занимать сторону одного из детей в конфликте, даже если вам кажется очевидным, кто прав, а кто виноват. Для ребенка, который ведет себя неправильно, ситуация может оказаться непростой, и ваше быстрое решение может показаться ему несправедливым и предвзятым. Лучше попытайтесь разобраться в причинах конфликта и его развитии.
Правило 3. При анализе конкретной ситуации ссор старайтесь не судить, кто прав, а кто виноват, устанавливая меру наказания. Постарайтесь научить детей, что независимо от того, кто начал ссору, ответственность за ее последствия лежит на обоих. Когда вы вмешиваетесь в общение детей, ориентируйтесь на поиск совместного решения, которое устроит обоих.
Правило 4. Делайте акцент не на вопросе "кто виноват?", а на том, "что делать дальше?". Направляйте внимание конфликтующих на это.
Правило 5. В конфликте важно следить за тем, чтобы они не переходили на личности. Обсуждая свои переживания, они должны концентрироваться на действиях и словах партнёра, а не его физических или личностных недостатках.